Rambler's Top100
 
Статьи
Михаил Волков  20 апреля 2021

Хождение по ИТ-мукам, или Как снизить затраты с помощью облака

Истории успеха компаний, перешедших из своих локальных дата-центров в облако, показывают, что с оптимизацией расходов они справляются достаточно хорошо: бизнес ставит задачи снизить расходы на 30%, а по факту удается даже больше. 

Затраты на ИТ, которые многими руководителями компаний рассматриваются как серьезные вложения при непрозрачных выгодах, зачастую попадают под сокращение в первую очередь. Вместе с тем объемы данных растут в геометрической прогрессии, нагрузка на ИТ увеличивается, пользователи, в том числе удаленные, потребляют все больше ресурсов. Эти противоречия делают вопрос, как именно начать тратить меньше, не снизив эффективность бизнеса, одним из наиболее сложных. 

Организация инвестиций в ИТ

Чтобы понять, как правильно соблюдать баланс между экономией и эффективной реализацией бизнес-стратегии компании, посмотрим на ИТ-проект с точки зрения управления бюджетом. По версии Gartner, любой ИТ-бюджет в процентном отношении можно разделить на три основные части: 
  • эксплуатация и поддержка существующих продуктов – 64%; 
  • развитие и улучшение существующих продуктов – 20%;
  • инновации и создание новых продуктов – 16%. 
Когда все думают об оптимизации затрат, ИТ-бюджеты сокращаются, а инфраструктура остается докризисной. Тогда бизнес начинает «резать» прежде всего проекты развития, переводя все оставшиеся ресурсы на поддержание жизнедеятельности предприятия.

В ситуации, когда ИТ-департамент существует сам по себе, провести модернизацию и внедрить какие-либо новые сервисы сложно. Правильнее в тесном взаимодействии с бизнес-структурами и топ-менеджментом компании выявить насущные потребности внутренних заказчиков: какие проблемы стоят сейчас перед бизнесом и как с ними коррелируют предложения ИТ-руководителя. Важно сразу понять, для чего можно использовать существующие сервисы, а для чего нужны новые. 

Чтобы обосновать тот или иной инвестиционный ИТ-проект, аргументы в его защиту должны формулироваться не на языке ИТ, а на бизнес-языке, концентрироваться на выгодах, прежде всего – на окупаемости. Финансовые директора всегда стремятся выразить ценность ИТ цифрами, им в первую очередь важна финансовая устойчивость.

Таким образом, в обосновании ИТ-проекта следует обязательно отобразить: 
  • стратегию: для каких целей какие задачи будут решены, какие показатели улучшены;
  • ситуацию;
  • предлагаемые изменения и то, как они повлияют на бизнес;
  • планируемые затраты (инвестиции); 
  • прямые и косвенные выгоды, окупаемость;
  • риски.
Инвестиции в инновации не должны становиться просто расходами на ИТ. Именно здесь нужно разделить неизбежные эксплуатационные затраты и затраты на инновации, рассматривая их в другой плоскости – как затраты, которые связаны с развитием и ценностью для компании. Потому что бизнес вкладывает деньги в инновации, чтобы получить конкретный результат, максимальную ценность. 

В итоге при организации инвестиций в ИТ нужно придерживаться следующих правил:
  • решения о планируемых затратах на ИТ принимаются так же, как и в других сферах бизнеса, т.е. исходя из соображений финансовой выгоды;
  • развитие ИТ должно осуществляться в привязке к потребностям бизнес-подразделений. А эти потребности не всегда подразумевают только внедрение инноваций;
  • расходы на инновации следует рассматривать как инвестиции и отделять их от других статей ИТ-затрат.
Таким образом ИТ-подразделение компании из традиционно расходной статьи превращается в бизнес-партнера, а критерии его эффективности становятся более четкими.

Трансформация ИТ в эпоху перемен

Цифровая трансформация неизбежно связана с изменениями: ИТ эволюционируют все быстрее и должны обеспечивать рост бизнеса, опережая его в своем развитии. Вслед за технологическим скачком происходит трансформация бизнес-подходов: бизнес, понимая свои ключевые потребности, переходит от модели приобретения продукта к модели решения бизнес-задачи. Крупные компании т реализуют процессные подходы: история «ИТ-как-проект» становится историей «ИТ-как-сервис». Модель разовых и периодических затрат сменяется подписочной моделью потребления. 

Бизнес выделяет все меньше инвестиций на покупку «железа» и лицензий, но в условиях растущих нагрузок ставит ИТ-руководителю задачу повышения отказоустойчивости и эффективности информационных систем. Этот так называемый трансформационный провал, когда ИТ находятся в тисках между задачей снижения разовых расходов и задачами развития ИТ-сервисов, сегодня существует всем мире. 

Как заполнить трансформационный провал?

C ходу не получится. Но, если рассматривать ИТ как сервис, то один из лучших способов сократить расходы и при этом повысить эффективность и адаптивность бизнеса заключается в применении виртуализации и облачных технологий. Тем более что на рынке уже есть ряд готовых сценариев и решений, которыми можно воспользоваться прямо сейчас: сервисы VDI и RDS, IaaS, SaaS, например, «1С» в аренду, сервисы коммуникаций и др.

В отличие от проектов, сервисы имеют более короткий цикл развития и, как правило, их можно быстрее менять и адаптировать к потребностям бизнеса. Если раньше серверы АТС могли эксплуатироваться десятки лет, то сегодня многие уже забывают, что такое виртуальная АТС, им проще и дешевле воспользоваться облачным сервисом. 

Вслед за трансформацией потребностей бизнеса меняются и ИТ-поставщики: вендоры, интеграторы, ИТ-департаменты внутри компаний превращаются в сервис-провайдеров, а поставщики «железа» становятся HaaS-поставщиками. 

Облачные сценарии

Оптимальный путь снижения капитальных и операционных затрат – использование облачной инфраструктуры. Сценарии миграции в облако могут быть разными. Перечислим несколько популярных вариантов:
  • организация площадок «горячего» резерва;
  • гибридные сценарии:
- получение дополнительных ресурсов для динамически меняющейся нагрузки;
- получение дополнительных ресурсов для нового проекта;
  • создание стендов, песочниц для разработки или тестирования;
  • размещение «тяжелых» приложений, таких как ERP, бухучет и др.;
  • размещение бизнес-критичных данных и приложений;
  • перенесение в облако части инфраструктуры в рамках мультиоблачной стратегии;
  • модернизация on-premise инфраструктуры.
Конечно, если компания только начинает использовать облачные технологии, трудно сразу определить, какие ресурсы лучше перенести в облако, а какие оставить на локальных серверах. Оптимизация расходов с помощью облака осуществляется постепенно. Прежде чем приступить к этому процессу, желательно подсчитать затраты на собственную ИТ-инфраструктуру в сравнении с офисом из облака. Следует учитывать и планировать как начальные затраты, так и регулярные платежи за облачные сервисы. Хотя практика показывает, что размещение в облаке чаще всего выгодно всем, чтобы обеспечить эффективный переход и грамотно оценить затраты на миграцию, целесообразно проконсультироваться с облачным сервис-провайдером.

Облачный сайзинг: экономия более 30%

Провести тщательный анализ затрат на миграцию трудно, поскольку оценка включает в себя множество компонентов. Тем не менее есть общие принципы развертывания облачной инфраструктуры:
  • Принцип необходимого минимума – как правило, в облаке ресурсы планируются без запаса и резерва, так как необходимые мощности можно добавить в любой момент.
  • Пилотное тестирование – всегда есть возможность уточнить необходимые мощности во время пилотного тестирования, поскольку оно предоставляется бесплатно.
  • Предварительная спецификация виртуальных машин (ВМ) по ролям – нужно рассчитать оптимальные размеры ВМ, например, не более четырех-восьми виртуальных CPU (vCPU) и 16–32 Гбайт RAM, а для СУБД целесообразно использовать SSD.
  • Миграция производится сервисами и приложениями, а не инфраструктурой и виртуальными машинами.
  • VDI или RDS? Если не предъявляются какие-либо особые требования, то с точки зрения экономии предпочтительнее терминальные серверы. VDI выгодно использовать при большом количестве рабочих мест (от 500), а вот RDS подходит для компаний и в 25 человек. 
Попробуем, исходя из принципа необходимого минимума, подсчитать виртуальные мощности для терминального сервера:
  • для операционной системы – два-четыре vCPU, 2–4 Гбайт RAM, HDD 40+ Гбайт;
  • на каждого пользователя – 0,25–0,5 vCPU, 0,5–1 Гбайт RAM, 5+ Гбайт HDD;
  • при этом на один vCPU следует арендовать от 2–3 до 8 Гбайт RAM.
Таким образом, на 30 пользователей можно арендовать 12 vCPU, 24 Гбайт RAM, 200 Гбайт HDD.

В реальном случае, когда крупный ритейлер открывал дополнительный офис с 25 пользователями «1С» и общим файловым хранилищем, потребовались следующие ресурсы: терминальный сервер с параметрами чуть выше типовых (пользователи должны были работать одновременно с несколькими БД «1С» – бухгалтерский учет, УПП, ЗУП); сервер БД и «1С»; сервер AD; файловый сервер; сервер АТС. Экономия средств за три года эксплуатации облачного сервиса по сравнению с вариантом закупки «железа» и ПО для офиса составила около 1 млн руб (4 млн руб. вместо 5 млн), т.е. 20%. А если бы на покупку оснащения офиса пришлось брать кредит, скажем, под 15% годовых, то разница в затратах выросла бы до 1,6 млн руб., т.е. экономия превысила бы 30%.

Михаил Волков, руководитель направления vCloud, Softline
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!