Rambler's Top100
 
Статьи
Николай НОСОВ  29 августа 2022

Забег в облака

Для новых компаний, создаваемых уходящими с рынка иностранными игроками, использование российских облаков – единственная возможность в сжатые сроки развернуть собственную ИТ-инфраструктуру.

Успеть до полуночи

Геополитическая ситуация остается напряженной, и часть зарубежных компаний приняли решение о прекращении или приостановке работы на российском рынке. При этом многие переводят сотрудников и активы российских представительств во вновь создаваемые местные компании, зачастую оставляя возможность возвращения и обратного выкупа бизнеса в случае нормализации обстановки. Процесс формирования новой компании директор по развитию бизнеса подразделения «КРОК Облачные сервисы» Максим Березин сравнил с забегом продолжительностью шесть-восемь недель, после чего «рубильник отключается», и материнская компания полностью перестает общаться со своей бывшей «дочкой». За этот короткий промежуток времени новая компания должна практически с нуля создать свою ИТ-инфраструктуру и выстроить бизнес-процессы.
Выступает Максим Березин

Задача крайне сложная, особенно, если учесть, что российские представительства зарубежных компаний нередко состояли лишь из отделов маркетинга, продаж и пары специалистов поддержки минимально необходимой ИТ-инфраструктуры. Все решения об архитектуре аппаратного и программного обеспечения принимались в головном офисе, соответствовали требованиям крупной международной компании, а основная часть инфраструктуры находилась за рубежом. Сейчас этот и без того непростой процесс отделения и формирования новой компании проходит в условиях беспрецедентных санкций, нарушения логистических цепочек, дефицита оборудования и отключения российских компаний от зарубежных облаков.

Подготовка забега

Для того чтобы «забег» был успешным, нужно приобрести «железо», развернуть общесистемное и специализированное программное обеспечение и обеспечить работоспособность ИТ-систем. В нынешних условиях сделать это непросто. Сложнее всего со ставшим дефицитным аппаратным обеспечением. Крупные западные вендоры прекратили или приостановили деятельность на территории России. Опасаясь потерять долю на европейских и американских рынках из-за вторичных санкций и репутационных потерь, заморозили работу китайские гиганты, на поставки оборудования которых возлагалось так много надежд. Остались некоторые азиатские компании, для которых российский рынок более важен, и российские производители, серьезно зависящие от зарубежных поставок микропроцесоров.

Вариантов немного. Компании, которым необходимо выполнять план импортозамещения и использовать одобренные правительством аппаратные средства, могут обратиться к оборудованию из реестра Минпромторга («Аквариус», DEPO computers). Выбор ограниченный – как правило, это стандартные серверы и СХД.

Если компании надо решать сложные задачи, например в области высокопроизводительных вычислений, то остаются нереестровое оборудование («Нерпа», «Гагар.ИН», Delta Solutions) и параллельный импорт. «Параллельный импорт не получил распространения, поскольку сопряжен с большим количеством рисков: с техобслуживанием, обновлениями, эксплуатацией», – отметил руководитель направления «Инфраструктурные решения» компании КРОК Александр Сысоев. 
Выступает Александр Сысоев

Объем отечественного серверного рынка в минувшем году эксперт оценил в 110 тыс. единиц продукции. Непосредственно российское производство рассчитано примерно на 40 тыс. Дефицит восполняют производители второго эшелона, которые по контрактам производят серверы за пределами страны, поставляют их в Россию, дооснащают компонентами и выпускают в качестве российского оборудования. Именно такое оборудование преимущественно использует теперь КРОК.

Еще есть вариант с азиатскими производителями, которые все активнее выходят на российский рынок. Их продукция начала проникать в инфраструктуру российских компаний, но пока их влияние невелико.

С программным обеспечением ситуация лучше, но тоже непростая. Дело в программных платформах. Разработчик самой популярной платформы виртуализации в России, американская компания VMware ушла с российского рынка и прекратила поддержку и обновление уже развернутых решений. Нет обновлений – не ликвидируются выявленные бреши информационной безопасности. 

Мicrosoft продолжает поддерживать установленные решения, но эта поддержка сокращается. Раньше у компании в России было 400 сотрудников, сейчас их 20, потом останется еще меньше. Процессы поддержки пойдут через Ирландию. А новое юрлицо купить продукты Мicrosoft просто не сможет.

Сходная ситуация с другими популярными зарубежными программными продуктами. Приходится искать замену у российских вендоров. Причем за два месяца нужно понять, что и куда перенести, какие программные средства использовать и как их интегрировать между собой. «Миссия невыполнима. Уровень сложности – наивысший. Единственный вариант – переезд в облако», – считает М. Березин.

Выбор облаков

По мнению эксперта, при выборе облачного провайдера заказчик прежде всего смотрит на наличие у него своего ЦОДа и облака. В текущих условиях очень важно, чтобы у провайдера имелся запас ИТ-ресурсов.

С уходом западных компаний многие провайдеры начали работать на неподдерживаемом или пиратском ПО. Поэтому в новой реальности лучше переходить на российские облачные платформы. Используемые в них решения open source облачные провайдеры обновляют с небольшой задержкой для выявления ошибок и изучения кода на наличие умышленных закладок, действующих по территориальному признаку. А если все же задействуют проприетарное ПО из недружественных стран, то не обновляют его, а применяют наложенные средства защиты.

Важная вещь – экспертиза, в том числе в вопросах локализации. Нужно заменить офисные продукты – от почты до ВКС, – бизнес-приложения, средства информационной безопасности. Проанализировать и собрать имеющиеся на рынке решения и увязать их между собой. Для этого требуется экспертиза интегратора. «У нас более 15 крупных проектов локализации отделяющихся западных компаний. Есть облачные калькуляторы – как за три-четыре дня спроектировать большой комплекс инфраструктуры, чтобы заказчик мог за восемь недель выбрать провайдера и переехать», – пояснил М. Березин. Облачный провайдер также предлагает поддержку ИТ-систем, аутсорсинг информационной безопасности и даже настройку бизнес-процессов, которые сильно меняются при отделении компании.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!