Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2021 |
Владлен ВАЛУЕВ  | 01 июля 2021 |
Как ИT меняют работу трактористов
Представление о трактористе как о человеке, с ног до головы перепачканном соляркой, ушло в прошлое. Сегодня такие специалисты выглядят иначе, и даже название профессии изменилось – теперь это не «тракторист» или «комбайнер», а «оператор сельскохозяйственной техники».
Человек – слабое звено
Все виды сельскохозяйственной техники претерпели существенные изменения. Электронные устройства, которые есть в машинах, призваны облегчить труд человека и увеличить производительность. Можно сказать, что в связке «человек – машина» именно человек стал в некотором смысле слабым звеном. Поэтому благодаря технологиям оператор постепенно вытесняется из сферы принятия решений. В штатных ситуациях машина это делает сама с помощью инновационных приложений и систем.
Тем не менее последнее слово все равно остается за оператором, который управляет машиной – но уже не за рулем, как прежде, а через дисплей. Для работы с ним необходимы навыки пользования обычным мобильным телефоном. Перелистывание страниц, загрузка приложений, установка нового ПО – все это работает точно так же, как в привычном смартфоне.
Оператор сельскохозяйственной техники должен понимать, что такое сотовые сети, 3G, 4G и т.д., но сегодня это базовые навыки, которыми владеют даже дети. В машинах даже есть сим-карта – точь-в-точь, как в телефоне. Через нее оператор передает данные о своей работе в офис или получает оттуда предписания, навигационные линии и т.п. Словом, можно сказать, что современная сельскохозяйственная машина – это еще и телекоммуникационное устройство, которое передает данные.
Ничего сложного
Есть распространенное заблуждение, что управлять такой техникой сложно – нужно разбираться в программах, вникать в инструкции и т.п. На самом деле ничего такого не требуется. Как уже было сказано, дисплей, с которого ведется управление, сделан по принципу мобильного телефона, а его интерфейс интуитивно понятен. Точно так же, как мы безо всяких инструкций начинаем пользоваться приложением для доставки пиццы или вызова такси, оператор открывает приложение для управления машиной и сразу начинает им пользоваться.
Играет роль и геймификация – приложения снабжаются всевозможными иконками, представление данных делается как можно нагляднее, что также упрощает работу с дисплеем. Стоит добавить, что все программы локализуются – в России они представлены на русском языке, а, например, в Казахстане – на казахском. Поэтому вопреки еще одному распространенному стереотипу, который появился в последние годы, оператору сельхозтехники вовсе не требуется знать английский язык.
Чтобы стать хорошим оператором сельскохозяйственной техники, нужны другие навыки, и один из главных – это усидчивость и вдумчивость. Чтобы машина все делала за человека и избавляла его от лишней работы, ее требуется настроить. Поэтому оператору перед выездом на смену надо в течение 10–15 минут провести автоматизацию процессов и ввести нужные данные: границы полей, навигационные линии, указать название клиента, фермы, поля, расстояние до орудия, ширину орудия, при необходимости – температуру почвы, воздуха и т.д. Если этого не сделать, оператору в процессе работы понадобится выполнять гораздо больше действий, он быстрее утомится, а это влияет на производительность.
Конечно, даже при стопроцентно настроенной технике оператор не сидит в кабине сложа руки. Все стало технологичнее, но иногда требуется сделать что-то вручную: заправить химикаты или семена, залить топливо. Это не отменяет ключевого преимущества, которое мы получили благодаря высоким технологиям: машина совершит меньше ошибок, чем человек, и с него по максимуму снимается принятие решений. К тому же повышается прозрачность: машина постоянно подключена к сети, и можно увидеть, чем именно занимается оператор, нет ли нарушений или ошибок с нормами внесения удобрений или высева, не сливает ли он, к примеру, топливо. Недобросовестные работники считают такой контроль ненужным, но для грамотного специалиста это дополнительная помощь – если он случайно допустит ошибку в настройках, ему тут же придет сигнал, и он сможет оперативно ее исправить.
Не конкуренты, а помощники
Существуют опасения, что машина совсем вытеснит человека, но в обозримом будущем этого не случится. Да, сейчас оператор на одной современной машине делает столько же, сколько вырабатывают четыре-пять, а то и больше старых тракторов. Но без участия человека все равно не обойтись – именно он принимает окончательные решения и отвечает за безопасность.
К тому же все еще актуальна проблема нехватки кадров, и автоматизированная техника скорее помогает ее решить, чем конкурирует с человеком за рабочие места. Не всем операторам удается без труда свыкнуться с новыми реалиями – как правило, молодые специалисты делают это сразу же, а вот те, кто годами работал по старинке, нередко относятся к современным машинам настороженно. Но опыт показывает, что если таким операторам на практике показать, как техника работает и какой эффект дает, то они понимают, что так проще, что не нужно тратить лишние усилия, а достаточно нажать одну кнопку. Ведь сейчас человек может полностью настроить машину под себя и в буквальном смысле управлять ею одной рукой.
И когда оператор это видит, у него возникает желание постоянно учиться новому и пересесть на такую технику. Не случайно во многих хозяйствах новая техника используется как элемент поощрения – современные машины предоставляют лучшим специалистам, а те, в свою очередь, благодаря им повышают производительность и зарабатывают больше.
Владлен Валуев, территориальный менеджер по поддержке клиентов, John
Deere
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!