Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2021 |
Александр БАРСКОВ  | 24 июня 2021 |
ЦОД будет определен!
Отрасль ЦОДов в России есть и быстро развивается, а определения на законодательном уровне того, что же такое ЦОД, нет. Ситуация должна измениться с принятием изменений в Федеральный закон «О связи».
17 июня в Госдуму внесен на рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"». Он, в частности, устанавливает понятие центра обработки данных (ЦОД) и определяет, кто является операторами таких объектов.
ЦОДы – ключевой элемент цифровой инфраструктуры как отдельных предприятий и организаций, так и страны в целом. Опережающее развитие отрасли ЦОДов – важное условие повышения конкурентоспособности экономики России. Без обеспечения такого развития невозможно «создание к 2024 году устойчивой и безопасной информационнотелекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств» (из национальной программы «Цифровая экономика РФ»).
Однако до недавнего времени ни сами ЦОДы, ни операторы ЦОДов в законодательстве не были определены. Это не позволяло говорить об отрасли в части реализации мер господдержки, а также полномасштабно использовать инфраструктуру коммерческих поставщиков услуг ЦОДов для оказания сервисов государственным ведомствам и организациям.
Новым законом предусматривается закрепление статуса ЦОДа как инфраструктурного объекта. Предложена следующая формулировка «ЦОД -- сооружение связи с комплексом систем инженерно-технического обеспечения, спроектированное и используемое для размещения оборудования, обеспечивающего обработку и (или) хранение данных, и соответствующее утвержденной классификации». Важно заметить, что сама классификация и ее критерии будут утверждаться Правительством РФ.
Согласно закону, в рамках основной деятельности оператор ЦОДа оказывает услуги размещения оборудования, обеспечивающего обработку/хранение данных. Это значит, что его основная деятельность не связана с услугами хостинга (предоставления вычислительной мощности) или услугами обработки и хранения информации (анализ информации и предоставление результатов этого анализа). Таким образом, инженерно-технические системы отделены от ИТ-систем и услуг, что очень важно для определения периметра ответственности поставщиков.
Законопроект вводит перечень информации, которую операторы ЦОДов должны предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области связи. Это информация о местоположении ЦОДа, его технологической мощности и параметрах электроснабжения, способах и параметрах подключения к сети связи общего пользования, средней стоимости услуг размещения оборудования для обработки/хранения данных, а также о перспективах развития ЦОДа на ближайший год.
При отсутствии такой информации просто невозможно составить объективное представление о существующей инфраструктуре связи и обработки данных, планировать ее развитие и контролировать установленные показатели. Кроме того, она необходима для управления сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях, для понимания необходимости в удовлетворении потребностей различных регионов в услугах ЦОДов, для определения возможности перевода государственных и муниципальных информационных систем с ведомственных серверов, не обеспечивающих необходимый уровень надежности, в отвечающие самым высоким техническим требованиям ЦОДы. Согласно закону, порядок, состав, формат и сроки предоставления указанной информации устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области связи.
При этом конкретизируется, что операторы связи и операторы ЦОДов не обязаны повторно предоставлять информацию, которая была ранее предоставлена в данный орган власти в установленном порядке. Тем самым устраняется существующий в настоящее время административный барьер, снижаются трудозатраты и финансовые затраты операторов на формирование и доставку информации в органы власти.
В перспективе операторы ЦОДов, которые в настоящее время вынужденно являются операторами связи, смогут отказаться от лицензий на оказание услуг связи и получить собственный код внешнеэкономической деятельности, введение которого планируется после вступления в силу законопроекта.
«На протяжении полутора последних лет отраслевое сообщество совместно с Минцифрой вело кропотливую работу по подготовке положений предлагаемого Закона в части, связанной с ЦОДами, -- рассказывает Дмитрий Бедердинов, генеральный директор АНО «Координационный совет по ЦОДам и облачным технологиям» (АНО КС ЦОД). – Объединяющая основных участников рынка АНО КС ЦОД провела множество обсуждений этих положений, и мы рады, что государство на каждом этапе согласований прислушивалось к экспертам рынка. При разработке изменений в закон «О связи» очень важно было не только корректно сформулировать определения, но и гармонизировать эти изменения с текстом закона, уже используемыми в нем определениями и не войти в противоречие в терминологии с НПА, обслуживающие другие отрасли экономики. Надеюсь, введение ЦОДов в правовое поле послужит дополнительным стимулом ускорения развития нашей отрасли и цифровой инфраструктуры России».
Предполагается, что новый Федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2022
года.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!