Rambler's Top100
 
 
Статьи
Александр БАРСКОВ  29 декабря 2020

Облачный рынок вышел на уровень 100 млрд рублей

Рынок облаков в России подошел к началу пандемии на волне активного роста, а последовавшие события стали катализатором его дальнейшего подъема. Резкий всплеск потребности в облачных сервисах заставит наращивать их инфраструктуру, и соответственно мощности дата-центров.

Международное аналитическое агентство iKS-Consulting опубликовало отчет «Облачный провайдинг 2020» , в котором приведены данные о рынке и основных игроках, прогноз на период до 2024 года, а также проанализировано влияние пандемии COVID-19 на развитие рынка.

По данным iKS-Consulting, объем российского облачного рынка в 2019 году составил 83,4 млрд руб., что означает рост на 21,2% к предыдущему году. В 2020 году рынок, по прогнозу, достигнет отметки почти в 100 млрд рублей ($1,4 млрд); по сравнению с 2019 годом рост в национальной валюте – 19,5%, в долларах США – 6,9%.

К факторам роста рынка аналитики относят:
  • увеличение проникновения облачных услуг;
  • появление новых услуг, предлагаемых облачными провайдерами;
  • повышение доверия к облачным услугам со стороны крупного бизнеса;
  • политику оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру, проводимую многими компаниями;
  • появление новых игроков на рынке и фокусирование крупных провайдеров на секторе облачных услуг;
  • комплекс государственных мер по защите национального рынка.
Прогноз развития рынка облачных услуг в России до 2024 года, млрд руб.

Перечисленные выше драйверы обеспечивают поступательное развитие рынка. По прогнозам iKS-Consulting, в ближайшие годы он будет расти ежегодно на 20%, при этом отдельные сегменты будут увеличиваться на 26–27% в год.

Влияние COVID-19 на развитие облачного рынка

«Влияние пандемии на развитие ИТ-рынка еще предстоит осмыслить, но уже сейчас можно говорить о том, что рынок облачных услуг подошел к началу пандемии на волне своего активного роста. И пандемия не только не сбила эту волну, но и оказалась катализатором роста облаков», – считает Станислав Мирин, ведущий консультант iKS-Consulting.

Подавляющему большинству компаний пандемия COVID-19 дала совершенно новый опыт ведения бизнеса, а некоторых поставила на грань выживания. В обозримом прошлом мировая экономика не сталкивалась с такими вызовами и соответствующей реакцией на них. Облака стали важным инструментом поддержки непрерывности бизнеса.

Многие организации в это трудное время форсировали переход на облачные решения, чтобы минимизировать риски вложений в ИТ-инфраструктуру и обеспечить непрерывность ИТ-услуг в условиях взрывного роста отдельных направлений. Для поставщиков облачных услуг коронакризис – неизведанная территория, которая, с одной стороны, вызвала рост потребления облаков, а с другой – обусловила сложную динамику развития клиентов.

Предприятия были вынуждены быстро изменить свои стратегии развития ИТ-инфраструктуры. Кроме ограничений, наложенных на бизнес требованиями карантина, им пришлось ощутить на себе последствия спада мировой экономики, который заметно сказался на большинстве отраслей в России, вызвал резкое падение курса рубля относительно мировых валют. Сокращение затрат и консервативная политика управления капиталами стали приоритетными для руководителей и владельцев бизнеса.

Перед лицом неопределенности главными задачами являются обеспечение непрерывности бизнеса, поддержка удаленной работы, совместной работы в режиме самоизоляции, онлайн-торговли и безопасности. Облачная инфраструктура – очевидное решение в таких условиях.

SaaS – самый большой сегмент

SaaS на сегодняшний день является ведущим сегментом облачного рынка России, однако его доля постепенно падает. Так, согласно оценкам iKS-Consulting, за семь лет она сократилась с 85% в 2013 году до 64% в 2020 году. Это сокращение происходит из-за активного роста доли IaaS, которая увеличилась за этот период на 17 п.п. – с 12,5% до 29,6%.

На рынке SaaS эксперты iKS-Consulting выделяют следующие подсегменты:
  • офисные приложения;
  • программы для ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности;
  • приложения для управления предприятием и бизнес-процессами;
  • средства коммуникации и взаимодействия с клиентами (почтовые программы, сервисы телефонии, ВКС, проведения вебинаров, публикации материалов, создания сайтов);
  • сервисы безопасности и управления доступом.
В 2019 году выручка от сервисов SaaS достигла 54,9 млрд руб. Неизменный лидер этого сегмента – компания «СКБ Контур», которая реализует сразу несколько SaaS-продуктов, создающих полный комплекс услуг для малого и среднего бизнеса. На втором месте – один из пионеров российского рынка бухгалтерского и складского учета компания «1С». На третьем – «Такском», специализирующаяся преимущественно на услуге «Сдача отчетности через интернет».

IaaS – самый главный драйвер

В 2019–2020 годах IaaS остается основным драйвером российского облачного рынка. Несмотря на то что объем этого сегмента меньше, чем SaaS, он демонстрирует более высокие темпы роста – 31%, и хотя эти темпы снижаются при увеличении объема рынка, они остаются значительно выше 20%. 

Привлекательность услуг IaaS в глазах потенциальных пользователей определяется следующим факторами:
  • быстрая масштабируемость вычислительных мощностей;
  • возможность сокращения инфраструктуры в случае падения нагрузки;
  • отсутствие капитальных вложений в инфраструктуру;
  • отсутствие необходимости содержать штат для поддержки ИТ-инфраструктуры.
По оценкам на конец 2019 года, 68% всей выручки игроков рынка IaaS приходится на традиционные услуги аренды виртуальных серверов в публичных облаках, частных виртуальных серверов и выделенных частных серверов. 2,7% в общей выручке занимают услуги резервного копирования и аварийного восстановления, 4,4% – аренда виртуальных хранилищ, 2% приходится на услуги VDI.

Крупнейшими игроками рынка IaaS по итогам 2019 года являются компании ГК «Ростелеком» (включая DataLine), МТС (включая #CloudMTS, «ИТ-Град» и 1cloud), КРОК и Selectel, на долю которых приходится 48% всей выручки от услуг IaaS в публичных и гибридных облаках.

ГК «Ростелеком-ЦОД» резко вырвалась вперед после объединения с DataLine. Компания работает на облачном рынке более пяти лет, в основном концентрируется на сегменте IaaS, в котором с 2017 года является лидером. Оказывать услуги облачного ЦОДа компании помогает собственная сеть дата-центров.

На втором месте по итогам 2019 года закрепилась компания МТС, которая значительно усилила свои позиции после покупки в конце 2018 года компании «ИТ-Град». До этого компания «ИТ-Град» входила в семерку крупнейших облачных провайдеров и активно работала в области продвижения облачных услуг на российском рынке. Следует отметить, что #CloudMTS демонстрирует очень быстрый рост: согласно представленным результатам, выручка компании увеличилась в 2018 в 2,6 раза, в 2019 году – на 36%. 

На третьем месте – компания КРОК, один из крупнейших российских системных интеграторов. Компания имеет два собственных ЦОДа в Москве и предоставляет услуги colocation, но в последнее время сосредоточилась на облачных услугах.
Предварительный рейтинг игроков рынка IaaS, 2020 год, % выручки

Эти же компании составили первую тройку и в прогнозном рейтинге 2020 года. Рейтинг построен на основании данных, полученных от участников рынка в августе-сентябре 2020 года. Несмотря на то, что год получился необычным и едва ли предсказуемым, уже летом компании смогли оценить влияние пандемии на свой бизнес и предоставить прогнозы по выручке на конец года.

PaaS – самый сложный для аналитиков

Объем рынка PaaS в 2020 году достигнет почти 6,1 млрд. руб. В 2019 году этот показатель составил 5,1 млрд руб.

Границы между сервисами PaaS и SaaS, PaaS и IaaS довольно расплывчаты и зависят от характера использования. Так, если бухгалтер работает с «1С» из облака, то это SaaS. А если разработчик делает сервис для бухгалтера на облачной платформе «1С», то это уже PaaS. Часть экспертов рассматривает BaaS, RaaS (Recovery), DRaaS (Disaster Recovery) как PaaS, другая – как IaaS. Если заказчику предоставляется стандартная виртуальная АТС из облака – это SaaS. Если со средствами разработки, позволяющими создать кастомизированное решение, – PaaS.

На сегодняшний день эксперты iKS-Consulting разделяют рынок PaaS на следующие сегменты:
  • платформы для разработчиков, микросервисы (aPaas, adPaaS, Kubernetes as a Service);
  • виртуальный хостинг сайтов (веб-хостинг);
  • платформы для обработки Big Data, аналитика (abiPaaS, Big Data as a Service);
  • платформы для баз данных (DBaaS);
  • платформы виртуальных АТС и ВКС;
  • сети доставки контента (CDN);
  • платформы синтеза и распознавания речи, изображений, искусственный интеллект (AI PaaS);
  • платформы m2m, в том числе «умного» дома (IoT PaaS);
  • контейнеры приложений (App Containers).
***
Облачные провайдеры подтверждают, что в условиях карантина спрос на ряд инфраструктурных облачных сервисов значительно вырос, что повлекло за собой наращивание мощности их физической инфраструктуры. Высока вероятность, что провайдеры продолжат увеличивать потребление услуг colocation в коммерческих ЦОДах, поскольку резкий всплеск востребованности облачных сервисов заставит расширять их инфраструктуру. 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!