Rambler's Top100
Статьи
Александр Бочкин  08 июля 2020

«Удаленка» неэффективна? Анализ работы компаний в дистанционном формате

Как показал опрос, проведенный в июне сервисом «Работа.ру», сейчас к работе в обычном режиме вернулось 68% сотрудников, остаются на «удаленке» 25%, чередуют офис и дистанционный формат 7%. В Государственную Думу уже внесен законопроект о регулировании удаленной работы. 

ВЦИОМ настроен достаточно пессимистично: по данным центра, 61% респондентов оценивают свой опыт перехода отрицательно. Основные неудобства, по мнению опрошенных: сложность самоорганизации, отсутствие контактов с людьми. Компания Ipsos утверждает, что «удаленка» устраивает только 22% россиян, а каждый третий отметил потерю эффективности. 

Вопрос: действительно ли продуктивность сотрудника зависит от его нахождения в офисе? Предлагаем разобраться и сравнить статистику до и после введения режима самоизоляции и нерабочих дней. 

В процессе общения со многими нашими клиентами выяснилось, что большинству из них удалось перейти на удаленный формат работы в течение недели. Некоторое время, по собственным наблюдениям, сотрудники приспосабливались к новым условиям труда, организовывали рабочую обстановку и просто привыкали к тому, что путь от дома до работы теперь составляет пару метров.

Совместно с семью клиентами ‒ пользователями облачных аккаунтов нашей системы мониторинга загруженности и учета рабочего времени ‒ мы сравнили статистику за два месяца: февраль и апрель (месяцы, которые сотрудники провели полностью в офисе и полностью на «удаленке») и вот к каким результатам пришли. 
 Рис. 1. Средняя продолжительность рабочей недели в исследованных компаниях

Очевидно, что суммарное количество отработанного времени в каждой компании значительно возросло. Лаборатория Касперского подтверждает  наши выводы. Согласно исследованиям NordVind, в США рабочий день увеличился в среднем на 3 часа, в Европе ‒ на 2 часа. Наши данные говорят, что сотрудники стали работать больше в среднем на 2,5 часа. Если нормальная продолжительность рабочего времени за неделю составляет 40 часов, то на «удаленке» этот показатель вырос до 51 часа. 

Причин этому несколько:
  • отсутствие переключения «работа/дом». Люди перестают воспринимать дом как место для отдыха;
  • несбалансированное использование времени: особый акцент на работу в ночи и до утра, решение срочных/важных/несрочных/неважных дел практически в любое время суток. Ведь «все рядом, почему бы нет»;
  • отвлечения. У многих сотрудников есть маленькие дети, требующие внимания, или шумные соседи. Это мешает сосредоточиться на рабочих задачах.
 
Рис. 2. Средняя продуктивность в исследованных компаниях

В каждой из рассмотренных нами компаний продуктивность выросла, особенно среди руководящего состава. Это обусловлено необходимостью усилить контроль и управление, постоянными коммуникациями и более тщательным планированием. Однако мы склонны считать эффект временным. Главный недостаток такой повышенной самоотдачи ‒ накопление хронической усталости, которая в дальнейшем может повлиять на скорость и качество выполняемых задач и понизить эффективность работы. Переработки при этом сохранятся. 

Многие работодатели опасались, что увеличится время отвлечений, сотрудники, отслеживая эпидемиологическую ситуацию, будут больше обращаться к соцсетям и новостным сайтам. Служба исследований сервиса HeadHunter провела опрос среди персонала, работающего дистанционно, о самых отвлекающих факторах. Оказалось, что отвлечений стало на 1,9% меньше, чем в офисе. 
 
Рис. 3. Продолжительность отвлечений

Самые популярные ресурсы для отвлечений ‒ новостные порталы и социальные сети.

Общаясь с клиентами, наши специалисты отдела внедрений рассказывают, что многим компаниям, которые не использовали до этого инструменты для удаленного управления персоналом, пришлось непросто. Начиная со 2 марта мы наблюдаем стабильный рост обращений по поводу покупки нашей системы мониторинга. Количество загрузок увеличилось в 2,5 раза. 

Три самых часто задаваемых вопроса:
  • как можно осуществлять мониторинг домашнего компьютера?
  • что такое тайм-трекинг?
  • как исследовать рабочее время?
Количество новых клиентов, купивших нашу систему в период с 26 марта по 12 мая, с точки зрения приобретенных лицензий распределилось следующим образом:
  • до 20 лицензий ‒ 62%;
  • от 20 до 50 лицензий ‒ 23%; 
  • от 50 до 100 лицензий ‒ 10%;
  • свыше 100 лицензий ‒ 5%.
Порядка 74% клиентов переводили на «удаленку» только часть сотрудников, поскольку специфика их деятельности не позволяла перейти на такой формат работы полностью.

Опыт удаленной работы, конечно, неоднозначный. Не лишенный недостатков, такой формат работы останется на вооружении у 20% компаний, а главный урок, который бизнес вынес из всей ситуации, состоит в том, что необходимо исследовать и отладить собственные процессы. 

Александр Бочкин, генеральный директор, «Инфомаксимум»
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!