Rambler's Top100
Статьи
Николай ИВАНЕНКО  22 октября 2019

Особенности национальной фотоохоты на дорогах

Использование комплексов фотовидеофиксации – один из самых действенных и экономичных способов борьбы с аварийностью на дорогах. Эффективность работы таких комплексов во многом зависит от действий федеральных и региональных компаний-интеграторов.

Эти компании занимаются поставкой, внедрением и обслуживанием автоматических систем контроля за соблюдением ПДД. Как показал опыт субъектов Федерации, далеко не все интеграторы способны справиться со своими обязанностями, подрывая доверие заказчиков к рынку в целом. А между тем государство поставило регионам задачу: к 2024 году увеличить число комплексов фотовидеофиксации на 211%.

Комплексы фотовидеофиксации, установленные на дорогах, обладают широкими функциональными возможностями. Кроме замера скорости движения автомобилей, они способны контролировать поведение автомобилистов на перекрестках и железнодорожных переездах, регистрировать случаи пересечения стоп-линий, движение по встречной или выделенной полосе. Уже сейчас анализ полученной информации позволяет правоохранительным органам и спецслужбам раскрывать тяжкие преступления. В перспективе список нарушений, фиксируемых в автоматическом режиме, будет расширяться.

Использование камер фотовидеофиксации гарантирует неотвратимость наказания, дисциплинируя всех участников дорожного движения. Только так и никак иначе можно добиться реального снижения аварийности и смертности на дорогах.

Лучше меньше, да лучше

Государство, понимая, какую роль в снижении числа ДТП могут играть комплексы фотовидеофиксации, обращает на это направление пристальное внимание. В национальном проекте «Безопасные и качественные дороги» заложено увеличение к 2024 году числа видеокамер в регионах на 211%. С одной стороны, чем не повод для оптимизма: больше средств контроля – меньше нарушений и аварий. Ведь согласно статистике МВД России, в местах, оборудованных системами фотовидеофиксации, число ДТП снижается почти на 50%, уровень смертности – на 15–30%. И все же я скептически отношусь к увлечению властей количественными показателями. Постараюсь объяснить, почему.

По моему мнению, в нацпроекте изначально не заложен дифференцированный подход. Федеральный центр не должен диктовать субъектам, какое количество камер им нужно установить на своих авттрассах. Камеры на дороге – это всего лишь источник информации о том, что происходит на конкретном участке. Просто увеличение их количества не приведет к желаемому результату. Например, в Московской области установлено более 1,5 тыс. комплексов фотовидеофиксации. Но эти системы регистрируют лишь 10% всех правонарушений, а должны отслеживать более 90%. Чтобы комплексы работали эффективно, нужно взвешенно подходить к вопросу их размещения, прорабатывая детали. Далеко не всегда причина ДТП кроется в нарушении скоростного режима. Факторов, влияющих на аварийность, может быть много: несоблюдение дистанции, проезд на запрещающий сигнал светофора, отсутствие наземного пешеходного перехода и т.д. Соответственно на таком участке нет никакого смысла устанавливать системы, предназначенные исключительно для замера скорости автомобилей.

В отличие от Подмосковья, целый ряд регионов добился серьезных успехов в борьбе с аварийностью на дорогах даже с минимальным количеством комплексов фотовидеофиксации. В качестве примера хочу привести положительный опыт Вологодской, Воронежской и Ульяновской областей. В этих субъектах Федерации у автомобилистов, нарушивших скоростной режим, нет никаких шансов избежать штрафа. Принцип неотвратимости наказания здесь работает всегда. 

Любой каприз центра – за деньги регионов

Еще одна важная особенность национального проекта заключается в том, что регионы не получат средств из федерального бюджета на установку систем фотовидеофиксации. Я не сомневаюсь в том, что если источники финансирования не будут найдены, то местные власти начнут экономить на других мерах, снижающих аварийность: установке барьерных ограждений, освещении, ремонте дорог. Или же массово закупят дешевые, но малоэффективные средства. 

Мы проанализировали ценовые предложения и пришли к выводу, что сегодня приобретение и установка одного качественного комплекса фотовидеофиксации скоростного режима обойдется заказчику примерно в 3 млн руб., системы контроля перекрестков – в 5–6 млн руб., парковки – в 1,5 млн руб. Рынок предлагает и более экономичные решения – за 300 тыс. руб., однако регистрировать они смогут лишь незначительный процент нарушений.

Несмотря на, казалось бы, высокую стоимость, комплексы фотовидеофиксации считаются одним из самых действенных и экономичных способов борьбы с аварийностью на дорогах. Бытует расхожее мнение, в том числе среди чиновников, будто эти системы являются источником пополнения регионального бюджета. В реальности они не приносят дополнительного дохода казне, но при этом полностью окупают себя, если, конечно, качественно установлены и своевременно обслуживаются.

Камеры в аренду

Сложности с закупкой, внедрением и обслуживанием комплексов фотовидеофиксации начали возникать еще в 2008 году, на заре становления рынка технических средств контроля дорожного движения. Изначально камер было немного – всего два-три комплекса на целый регион. К установке систем фотовидеофиксации привлекались специалисты завода-изготовителя, загруженность которых была очень высока. В результате с момента закупки камер до завершения всех пусконаладочных работ могло пройти пять-шесть лет. Кроме того, в те годы еще не сформировалась единая информационная система, к которой впоследствии будут подключены все автоматические средства контроля за соблюдением ПДД. Камеры находились на балансе самых разных структур, начиная с МВД России и заканчивая муниципалитетами. 

Ситуация стала кардинально меняться в 2014 году. Именно с этого времени в регионы пришли федеральные интеграторы. Широкое распространение получили комплексные проекты, в рамках которых одна компания полностью удовлетворяла потребности субъекта Федерации в системах фотовидеофиксации, взяв на себя обязанности по их закупке, внедрению и обслуживанию. Как показал опыт Softline, оптимальной для регионов оказалась модель аренды, при которой они ежемесячно платили компании-инвестору за полностью работоспособную систему. Но проблемы на этом не закончились.

Миллиарды за некомпетентность

У регионов периодически возникали сложности с организацией закупочных процедур. Как правило, события развивались по одному из двух сценариев. Либо торги переносились из-за некорректного составления документации и заказчик в нужный срок не получал комплексы фотовидеофиксации, либо победителями конкурса объявлялись компании, не обладавшие экспертизой. Результат в последнем случае был всегда один – колоссальные затраты и неработающие технические системы. Причины, на мой взгляд, крылись в разных возможностях разработчиков.

Сегодня на российском рынке автоматических средств контроля дорожного движения работают не более 10 отечественных производителей, и их число ежегодно будет увеличиваться. Многочисленные решения, выведенные на рынок, разительно отличаются не только по стоимости, но и качеству. К примеру, возможности одного комплекса позволяют ему фиксировать почти 100% всех нарушений, тогда как другого – только 15%. Заказчикам – региональным властям – не просто ориентироваться в широкой линейке продуктов и сервисов, от качества которых зависит успех дорогостоящего проекта. В свою очередь, реализацией комплексных проектов по закупке, внедрению и обслуживанию систем фотовидеофиксации на федеральном уровне занимается не более 10 интеграторов, на региональном – около 100. 

Срывы проектов, которые предусматривали оснащение региональных автотрасс комплексами фотовидеофиксации, происходят не только по вине производителей, выпустивших на рынок некачественную продукцию. Еще одна реальная опасность исходит от некомпетентных компаний, получивших право реализации таких проектов.

В преддверии Чемпионата мира по футболу-2018 Самарская область объявила тендер на оснащение региональных автотрасс новыми средствами фотовидеофиксации. По итогам торгов победу одержала известная телеком-компания, которая, как выяснилось позже, не обладала нужным опытом и экспертизой. Ради получения выгодного контракта она снизила первоначальную цену аукциона на 200 млн руб., не придав особого значения экономической составляющей. Полученных бюджетных средств оказалось недостаточно для реализации масштабного проекта, и с точки зрения безопасности регион оказался не готов к проведению матчей мирового первенства. 

Еще один негативный пример связан с попыткой разместить 100 комплексов фотовидеофиксации в Ростове-на-Дону. Для достижения этой цели администрация Краснодарского края выделила городу полмиллиарда рублей. Установкой занималась компания, недавно пришедшая на рынок. Ее специалисты оснастили видеокамерами региональные дороги, но не подключили системы к электросети. 

Подобных случаев по всей России немало. Недобросовестные подрядчики и производители своими действиями подрывают доверие заказчиков – региональных властей – к рынку в целом. Вместе с тем существуют и положительные примеры – крупные проекты для управлений федеральных автодорог «Черноморье» и «Алтай». Их реализация предусматривала проектирование системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, поставку и размещение около 70 программно-аппаратных комплексов контроля скоростного режима. На финальной стадии была выполнена интеграция созданной системы с информационной базой МВД. Уже сегодня эти комплексы фотовидеофиксации способны регистрировать около 99% всех нарушений ПДД. И для динамично развивающегося рынка это становится нормой.

Эксперты полагают, что объем рынка технических средств контроля ПДД в рамках национального проекта составляет 12–24 млрд руб. Неудивительно, что на этот рынок с каждым годом будут приходить все новые игроки, в том числе из других сегментов. Конкуренция увеличится, производители начнут создавать новые, более компактные, автономные и экономичные решения. Громоздкие конструкции постепенно исчезнут. Возможности комплексов фотовидеофиксации увеличатся, позволяя регистрировать все новые виды правонарушений. Количество комплексных проектов в регионах будет возрастать. А вот каким будет их качество – вопрос открытый.

Николай Иваненко, руководитель отдела развития продаж комплексных проектов, Softline
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!