Rambler's Top100
 
 
Статьи ИКС № 07-08 2017
Всеволод ВОРОБЬЕВ  05 сентября 2017

Дорожная карта prefab-ЦОДа

О типичных проблемах, с которыми сталкиваются заказчики prefab-ЦОДов, – Всеволод ВОРОБЬЕВ, руководитель направления ЦОД компании «Инфосистемы Джет».

В публикациях о prefab-ЦОДах все их преимущества описаны хорошо. Но, как правило, за кадром остаются «подводные камни», которые неизбежны в любом серьезном ИТ-проекте. Компании, которая задумалась о развертывании дата-центра на базе prefab-технологий, следует о них знать и принимать в расчет, чтобы реализация прогрессивного решения не обернулась разочарованием.

После первого знакомства с описанием prefab-ЦОДа может возникнуть иллюзия, что такой ЦОД – это готовая «коробка», которую можно купить у вендора, установить в любом месте и самостоятельно запустить в эксплуатацию без каких-либо проблем. На деле заказчиков, способных своими силами развернуть дата-центр на базе prefab-технологий, немного, если таковые есть вообще. Существует множество нюансов – потенциальных источников проблем, разобраться с которыми можно только обладая компетенциями системного интегратора.

Проектная документация

Несмотря на то, что prefab-ЦОД позиционируется как комплекс высокой готовности, разработка проекта – обязательный этап его реализации. Большинство присутствующих на рынке prefab-решений – зарубежные продукты, и основная проблема, с которой придется столкнуться заказчику, – отсутствие проектной документации, соответствующей российским ГОСТам и другим нормативным документам. Нормативы, действующие за рубежом, сильно отличаются от отечественных и зачастую менее строгие. Это касается как требований к оформлению документации, так и материалов и конструкций, разрешенных к использованию. Адаптация проектной документации под российские стандарты (перевод на русский язык, изменение перечня используемых материалов, разработка недостающих частей документа) уже сама по себе – большой пласт работ. Кроме того, требуется еще согласовать проектную документацию с надзорными органами. Поэтому многие компании поручают такие работы внешнему партнеру, обладающему соответствующим опытом и экспертизой. Нередко организации-заказчики даже проводят отдельные конкурсы на подготовку проектной документации.

Необходимость адаптации вендорской документации к российским требованиям может заметно увеличить сроки реализации проекта в целом, но такая задержка себя оправдывает, избавляя заказчика от многих проблем в будущем.

Еще один нюанс: разрабатывать проектную документацию придется совместно с вендором prefab-решения, а значит, потребуется выстроить конструктивный диалог с зарубежной компанией с учетом особенностей ее внутренних процессов – графика работы специалистов, процедур и сроков согласования изменений и т.д. Поэтому будет лучше, если у выбранного вами партнера уже имеются налаженные связи с компанией-производителем. В этом случае можно надеяться, что подготовка проектной документации надолго не затянется.

Строительство

Итак, проект разработан, можно приступать к реализации. Здесь самое главное – согласование действий всех участников проекта. Не забывайте, что одним из них будет иностранный вендор, поэтому все упомянутые выше организационные нюансы актуальны и на этом этапе.

Следует предусмотреть такой процесс, как ведение переписки на иностранном языке, а в случае если пусконаладочные работы берет на себя вендор, необходимость организации доступа зарубежных специалистов на территорию предприятия, где устанавливается prefab-ЦОД. Были прецеденты, когда служба безопасности заказчика отказывалась допустить на объект представителей компании-производителя, поскольку этот вопрос не был с ней своевременно согласован.

Эксплуатация

Подготовка эксплуатационной документации, которая будет служить руководством для инженеров и администраторов компании-заказчика, – задача не менее важная, чем разработка проектной документации. Если вендор готов взять техническую поддержку ЦОДа на себя, этот вопрос снимается. Но подумайте, готовы ли вы настолько зависеть от вендора, чтобы обращаться к нему по поводу любой мелкой неисправности или «косметической» переконфигурации? Сроки выполнения в таком случае могут оказаться неоправданно долгими, не говоря уже о том, что вендорская поддержка – удовольствие дорогое. Поэтому техподдержку оказывают, как правило, локальные партнеры производителя или собственные команды заказчика. И они должны хорошо понимать, как устроено то решение, которое они обслуживают.

Вероятно, с последним тезисом можно поспорить. В конце концов, приобретая современный автомобиль, мы не забиваем себе голову особенностями реализации в нем тех или иных функций. К тому же не все вендоры готовы раскрывать свои ноу-хау, заложенные в поставленном решении. Но, по нашему мнению, основанному на опыте, заказчику лучше получить максимально подробную эксплуатационную документацию. И выбирая вендора, целесообразно поинтересоваться его готовностью всю нужную информацию предоставить.

Коварные детали

Теперь рассмотрим несколько конкретных деталей, которые влияют на качество и надежность функционирования prefab-ЦОДа. Это те самые «подводные камни», которые бывают неочевидны для заказчика на стадии подготовки проекта, но с которыми он, скорее всего, столкнется в процессе эксплуатации либо развития дата-центра.

Мобильность. Часто декларируемая мобильность prefab-ЦОДа на самом деле относительна. Да, действительно, перенести контейнерное решение на новое место гораздо проще, чем стационарный ЦОД, но переезд все равно потребует серьезных предварительных работ. Выбор местоположения, строительная подготовка (строительство фундамента, подъездных путей, подключение коммуникаций), разборка/сборка части внешних конструкций и другие подобные задачи выливаются в отдельный полноценный проект. А сам ЦОД при переезде неизбежно придется на некоторое время отключить. Поэтому лучше сразу выбирать для prefab-ЦОДа такую площадку, на которой он сможет функционировать до конца своего жизненного цикла.

Температурный режим. Особенности климата и нередкие погодные аномалии – источник значительной доли проблем для контейнерных решений, устанавливаемых на открытых площадках. Идеальный случай – когда вендор поставляет prefab-ЦОД, имеющий диапазон рабочей температуры, который охватывает пиковые положительные и отрицательные температуры на месте установки, но в действительности так бывает далеко не всегда.

Одна из проблем – так называемый мостик холода, т.е. участок ограждающей конструкции, который обладает более высокой теплопроводностью. Это может быть, например, стык между элементами конструкции или часть стены, где используются материалы с пониженным тепловым сопротивлением. Вероятность возникновения такой проблемы особенно велика в случае быстровозводимых конструкций. «Мостики холода» чреваты нарушением температурного режима внутри ЦОДа и выпадением конденсата. Чтобы по максимуму обезопасить ЦОД от этого, на стадии проектирования следует очень внимательно отнестись к составу стеновых панелей.

Гидроизоляция и дренаж. Система гидроизоляции – элемент prefab-ЦОДа, который изнашивается быстрее, чем инженерная «начинка». То, как реализована гидроизоляция, с какой частотой необходимо проводить профилактические работы, в какие сроки и как осуществлять ее замену, должно быть четко указано в эксплуатационной документации. При этом необходимо учесть особенности конструкции крыши: если она плоская, на ней будут скапливаться вода и снег, что создает дополнительную нагрузку на систему гидро­изоляции. Если на крыше будут устанавливаться какие-либо дополнительные конструкции (ограждения, элементы системы охлаждения и т.п.), гидроизоляция будет изнашиваться быстрее. Вероятность ливней с боковым ветром тоже нельзя упускать из вида – вода может попасть в ЦОД через технологические отверстия. Целесообразно не только провести предварительные расчеты требований к гидроизоляции, но и оснастить prefab-контейнер дополнительными датчиками протечек. Кстати, возможность установки таких датчиков, равно как и других дополнительных средств физической защиты, следует заранее (на стадии проектирования) обговорить с вендором.

К сожалению, мало кто изначально предусматривает возможность удаления воды из замкнутого пространства ЦОДа – дренажная система воспринимается как средство защиты от аварий, вероятность которых мала. Но все же она существует, и лучше будет подстраховаться. Тем более что все равно придется искать способы удалять из ЦОДа конденсат и дождевую воду.

Мониторинг. Система мониторинга инженерной инфраструктуры закладывается вендором в prefab-решение изначально. Выбирая prefab-ЦОД, позаботьтесь о том, чтобы его система мониторинга была открытой, т.е. допускала внесение изменений. Возможно, вам понадобится интегрировать ее с внешней системой мониторинга или организовать контроль дополнительных устройств (скажем, ДГУ). Переделка закрытой системы мониторинга может стать очень болезненным процессом. Если же наличие открытых интерфейсов предусмотреть в проекте и контракте, то впоследствии подобные задачи можно решать без труда.

Достаточность площади. Prefab-ЦОД – компактное решение, и в этом его плюс. Обратная сторона компактности – ограниченность пространства, которая может обернуться проблемами при замене вычислительного или силового оборудования. Для заноса/выноса крупногабаритного оборудования должны быть как минимум предусмотрены сервисные проходы. Да и вообще, тесноты лучше избегать. Не исключено, например, что по причине аномально жаркого лета вам придется организовать временную схему дополнительного охлаждения зоны ЦОДа, установив локальный кондиционер. Сделать это в условиях нехватки места будет проблематично. Вопрос необходимого и достаточного свободного пространства тоже должен решаться на этапе проектирования.

Еще один нюанс, связанный с компактным расположением оборудования, – необходимость тонкой настройки системы климат-контроля. Когда расстояния между вычислительным оборудованием и кондиционером малы, а скорость потока воздуха высокая, настраивать параметры теплосъема приходится с точностью до десятых долей градуса, иначе цикл охлаждения будет недостаточно эффективным. То же касается параметров влажности.

Важный момент – наличие дополнительного помещения, где можно распаковать и отогреть новое оборудование (представьте, что новый сервер приехал к вам морозной зимой). В случае традиционного ЦОДа таких проблем не возникает, и планируя контейнерное решение, о них часто забывают. Нередко prefab-ЦОД имеет лишь небольшой тамбур, где персонал может переодеться. Поэтому буферную зону между улицей и серверным залом нужно предусмотреть отдельно.

Физическая безопасность. Охрана территории, контроль доступа, видеонаблюдение – казалось бы, вещи само собой разумеющиеся применительно к ЦОДу. Но проверьте еще раз: насколько часто вблизи контейнера ЦОДа проводятся посторонние работы, проезжает производственная техника? Случаи, когда погрузчик или другой транспорт повреждал стенку контейнера, увы, бывали.

Не забывайте и о погодных аномалиях: вблизи контейнера не должно быть деревьев или неустойчивых конструкций, иначе ваш ЦОД рискует стать жертвой урагана.

* * *

Рrefabricated ЦОД – удобное компактное решение, которое ускоряет процесс создания и масштабирования дата-центра, но при условии, что все предполагаемые в дальнейшем изменения, детали реализации и процедуры обслуживания будут заранее продуманы, согласованы с вендором и задокументированы. Требование кастомизации – не препятствие для применения prefab-технологий, но желательно, чтобы все необходимые доработки были проведены на территории вендора в заводских условиях, поскольку переделки преконфигурированного решения «на месте» могут превратиться для заказчика в сущий кошмар. Поэтому выбирайте вендора, который готов к диалогу. И привлекайте проверенного партнера, который поможет учесть все нюансы еще на стадии проектирования.  

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!