Rambler's Top100
 
 
Статьи ИКС № 07-08 2017
Александр МАРТЫНЮК  05 сентября 2017

Prefab-ЦОД – это автомобиль премиум-класса

Если денег хватает только на автомобиль ВАЗ, то придется покупать «Жигули». Но при наличии средств лучше ездить на более комфортабельной машине. Так же и с ЦОДами, считает Александр МАРТЫНЮК, исполнительный директор компании «Ди Си квадрат».

– ЦОД высокой заводской готовности (prefab-ЦОД) – это контейнерный ЦОД или ЦОД, собираемый из быстровозводимых конструкций. Появление подобных дата-центров было обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, такие вендоры, как Emerson и Schneider Electric, развернули производство климатики и электрики, а это по сути 70% бюджета инженерной инфраструктуры дата-центра. Когда у них появилась возможность поставлять также стойки, системы электрораспределения и щитовое оборудование, логично было собрать ЦОД целиком и предложить его рынку – при поставке готового решения добавочная стоимость выше. Во-вторых, эти вендоры работали и работают с крупными корпоративными заказчиками, которым важно иметь возможность планировать расходы и получать продукт гарантированного качества. Prefabricated дата-центр дает и то и другое.

Prefab-ЦОД представляет собой полностью проработанное инженерное решение, причем не обязательно от вендора. Есть компании, которые масштабно строят ЦОДы для себя. Например, к стандартному тиражируемому варианту пришел «Яндекс». Компания Microsoft, шесть лет назад проводившая программу консолидации своих вычислительных ресурсов, построила в огромном ангаре ЦОД на базе контейнеров, которые ставила в два яруса друг на друга. Это тоже вариант реализации prefab-ЦОДа.

– Будут ли prefab-ЦОДы востребованы на российском рынке?

– Да, это только вопрос цены. Сейчас низкий рынок, какое-то оживление на нем началось, но оно не носит системного характера. Нужны предложения prefab-ЦОДов, сопоставимые по стоимости с обычными дата-центрами.

Одна из главных причин, почему строительство ЦОДов сегодня сильно тормозится, – курс доллара. Все-таки вся инфраструктура импортная. Да, сэндвич может быть местный и трубы могут быть местные, но они дают только единицы процентов в общей стоимости.

В принципе круг потребителей prefab-ЦОДов составляют крупные корпорации. Никто другой позволить себе такую роскошь не может. Prefab-ЦОДы – продукция hi-end среди дата-центров, это то же самое, что старшие модели оборудования IBM и HP. Да, они дороги, но если вам важны стабильность получения конечного продукта и прогнозируемая стройка, особенно если подобные заказы будут повторяться, то они выгодны. Гораздо лучше заплатить больше, чем каждый раз заново все проектировать, искать подрядчиков, решать новые проблемы и получать совершенно непредсказуемый результат. Если вендор или разработчик prefab-ЦОДа предлагает решение, которое вас полностью устраивает с технической точки зрения, то стоит рассматривать его в качестве основного варианта. Если вы можете позволить себе задержку или хотите каких-то экспериментов, которые нельзя реализовать в рамках prefab-решения, то вам нужно другое.

– А насколько широка сфера применения контейнерных решений?

– Есть добывающие и транспортные сырьевые компании, которые постоянно покупают контейнерные инфраструктурные продукты. У них на трубопроводе стоит аппаратура, контролирующая перекачку сырья и передающая информацию от приборов. А места там безлюдные – тайга, никакой инфраструктуры рядом нет. Для них выпускаются специализированные решения, в которых стойки и системы охлаждения и электропитания находятся в одном контейнере. К месту расположения контейнера раз в три-четыре месяца прилетает вертолет, сбрасывает бочки с дизельным топливом. Таких проектов масса, но это нишевые решения.

Есть системы для высокоплотных стоек – тоже фактически prefab-ЦОДы. Есть контейнерные решения для систем автоматизации, для операторов связи. Их много, но все они заточены под конкретную задачу.

– Каковы особенности проектирования prefab-ЦОДов?

– Подходы могут быть разными. Всё зависит от конкретного заказчика. Если строится коммерческий ЦОД, который будет предоставлять услуги colocation, и внутри будут стоять стойки клиентов, то проектировать дата-центр надо так, чтобы для обслуживания инженерной инфраструктуры (систем охлаждения и электропитания) не нужно было заходить в помещение заказчика. В этом случае инженерную инфраструктуру необходимо выносить за пределы помещения.

Если ЦОД проектируется для заказчика из корпоративного сектора, скажем, для оператора связи, то проблем доступа к инженерной инфраструктуре не возникнет. Электрика будет в отдельном помещении, потому что таково требование регулятора. А системы охлаждения могут располагаться как внутри, так и снаружи машзала.

Для prefab-ЦОДа, как и для обычного дата-центра, должны быть сформулированы краткие требования со стороны функционального заказчика, на основе которых нужно разработать техническое задание. В ТЗ не должно быть «серых» зон. В нем должно быть прописано абсолютно все, вплоть до того, как наносится маркировка. Немногие заказчики могут написать ТЗ на таком уровне, хотя есть и исключения, например Сбербанк и «Яндекс».

Кроме того, нужно знать людей вендора, отвечающих за проект, иметь инструменты взаимодействия с заводом, понимать производственный цикл от момента начала проектирования и подбора площадки. К тому времени, когда заказчику доставят prefab-ЦОД, все должно быть готово для его приемки и сформированы бригады для его монтажа. Даже для контейнера нужно иметь ровную площадку, подведенные в определенные места электричество, воду и слаботочку.

– Можно ли сэкономить за счет использования prefab-ЦОДов? Их делают на заводе, а массовое производство всегда дешевле.

– До массового производства еще далеко. Prefab-ЦОД – продукт хоть и типовой, но не выпускаемый, как автомобили Peugeot 206, в массовом порядке. Вендор предлагает техническое решение, которое требует минимальных изменений под конкретного заказчика. Но изменения все же необходимы.

К тому же цена prefab-ЦОДа – параметр не основной. Сколько стоит сэндвич-панель здесь и сколько в Италии? А ее еще надо оттуда привезти и растаможить, так что она не может быть дешевле сделанной в России. Но если вы покупаете prefab-ЦОД с гарантированным временем производства и такие закупки будут повторяться, то, как я уже говорил, он выгоден – в рамках проекта в целом. Вы, может быть, сначала потратите больше денег, но в итоге сэкономите.

Еще один момент: вы получаете гарантированно качественный продукт, у вас не возникнет проблем с его локализацией и настройкой, не будет потерь времени из-за того, что где-то что-то забыли или не прикрутили. Он едет, уже собранный на заводе. Время – это деньги. Особенно для компаний, у которых есть график расходов и ввода мощностей в эксплуатацию, для которых крайне важно гарантированное время запуска проекта и экономия на OPEX за счет быстрого запуска существеннее, чем более высокая стоимость prefab-ЦОДа. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!