Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 11 2008
Алексей Александрович БЕЛЯЕВ  11 ноября 2008

Где деньги в Интернете?

И что мешает их получать? Что важнее – идея или маркетинг? О направлениях монетизации Рунета – Алексей БЕЛЯЕВ, президент ассоциации «Интернет и бизнес» (АИБ), объединяющей компании, которые занимаются интернет-контентом и интернет-сервисами

А.А.Беляев, «Интернет и бизнес» (АИБ)– Какой сектор интернет-рынка сегодня наиболее емкий в денежном выражении?

– Медийная и контекстная реклама. По оценке АИБ, в
2007 г. объем рынка медийной рекламы составил $190 млн, а контекстной – $210 млн, при том что последние пару лет контекстная реклама растет существенно более высокими темпами.

Впрочем, подводя итоги
 
2008 г., мы, по всей вероятности, будем долго думать, что считать медийной рекламой, а что контекстной. Можно ли баннерную рекламу магазина холодильников, которая показывается вам потому, что вы когда-то раньше искали инструкцию к холодильнику на «Яндексе», назвать контекстной? Наверное, нет. А медийной? Наверное, тоже нет. Так, благодаря технологиям у нас может появиться новый сегмент рекламного рынка – таргетированная реклама.

Если говорить о цифрах, то я предполагаю, что и в этом году реклама будет расти высокими темпами – 50% и более, хотя очень многое будет зависеть от «высокого» сезона, который в интернет-рекламе приходится на ноябрь–декабрь.

– Осваивать рекламные бюджеты интернет-компании научились, а получать деньги с конечного пользователя?

– О проблеме получения денег с конечных пользователей мы говорили еще два-три года назад. При этом я никогда не считал и не считаю, что наступит какой-то момент Х и делать это станет легко и просто. Но сейчас получать деньги за сервисы и контент легче, чем год назад, и значительно легче, чем два года назад.

Среди интернет-компаний, которые с успехом это делают, назову для примера онлайн-магазин SoftKey, который обслуживает все больше и больше физических лиц, продавая им лицензии на ПО. Другой пример – сервис знакомств Mamba.

Однако я бы не сказал, что получать деньги с конечного пользователя сейчас совсем легко, потому что для этого требуется доверие общества к банкам, электронным платежным системам, кредитным картам, терминалам моментальной оплаты.

– Минувший год можно смело назвать годом социальных сетей. Какими вам видятся способы монетизации их многомиллионных аудиторий?

– Для успешной монетизации социальных сетей необходимо либо убедить пользователя, что пришло время платить за те услуги, которыми он долгое время пользовался бесплатно, либо придумать новые, платные услуги. И в том и в другом случае эти услуги должны быть значимыми для человека.

Я думаю, что социальные сети пойдут по пути введения новых платных услуг. Очень может быть, что в будущем пользователи внутри сети продолжат потреблять сервисы бесплатно, а платить будут за возможность экспорта на другую, внешнюю платформу, например за возможность передавать свои данные (фотографии, видео, контакты) из социальной сети вовне. Такая возможность очень интересна для человека, который пользуется сразу несколькими сетями. Важно, чтобы маркетологи социальных сетей и разработчики API-платформ смогли предложить понятный для пользователя и рынка продукт, например профиль пользователя для любой социальной сети.

– Если уж мы заговорили о маркетологах, то кто в большей степени определяет успех интернет-проекта – они или разработчики?

– На первом этапе самое важное – идея. Многие интернет-проекты делаются «на коленке» и в момент запуска хорошо работают. А дальше возникает необходимость раскрутить проект, и тут многое зависит от маркетологов. Но ровно в тот момент, когда они берутся за дело, становится ясно, что все надо переделать, проверить специально обученными людьми, убедиться, что система держит нагрузку, работает на всех браузерах, написана в русле последних рекомендаций и W3C-стандартов и т.д.

Я думаю, что маркетологи выйдут на первый план, когда проникновение Интернета достигнет 50–60% и начнется активное «толкание локтями».

– Насколько сильна у крупных игроков вашего сегмента тенденция выхода на смежные рынки?

– Крупные игроки сегодня интересуются любым сектором, который развивается хоть немного активней рынка в целом. Выход на смежный рынки – это пионерская работа, и все внимательно рассматривают малейшую возможность увеличить свой «кусок пирога». А рынок постоянно расширяется, и такие возможности возникают снова и снова.

Однако есть два ограничения. Во-первых, в условиях дефицита кадров очень непросто найти специалистов, способных «на отлично» решать любые задачи. А во-вторых, необходимо суметь оценить, какой из экспериментальных проектов стоит развивать дальше, а какой нет.

– Как выглядит российский интернет-бизнес в глобальном масштабе?

– Неплохо выглядит. По степени распространенности всевозможного видео, в том числе пользовательского, мне кажется, мы идем вровень со всем миром. В США есть YouTube, а у нас – RuTube, «Смотри.ком», «Видео@Mail.ru», «Видео.Яндекс» и т.д.
 

Еще одним направлением, где мы сильны, я считаю геоинформационные системы. У «Яндекса» есть сервис карт и спутниковых снимков, который для России и Украины дает гораздо более подробную информацию, чем аналогичный сервис Google. А технологии, применяющиеся в сервисе «Яндекс.Пробки» и позволяющие с помощью пользователей через мобильный Интернет выяснять реальную транспортную обстановку в мегаполисе? В мире всего у нескольких компаний есть работающие решения в этой области, и «Яндекс» – одна из них.

Конечно, если говорить о мобильном Интернете в России, то неплохо было бы дополнить его возможностями LBS (location based services), чтобы, набрав с мобильного в поиске на том же «Яндексе» слово «ресторан», я видел бы ссылки на сайт и рекламу ресторана, находящегося поблизости. Однако «Яндекс» в одиночку эту задачу решить не может: у него нет информации о моем местонахождении. Но она есть у сотового оператора. И при его желании такая конвергентная реклама «отбила» бы все расходы на мобильный интернет-трафик пользователей и приносила бы хорошие деньги.

– А какие успешные на мировом рынке интернет-проекты пока не «расцвели», будучи пересажены на нашу почву?

– Очень несчастливая судьба в России у бизнеса всевозможных объявлений, в том числе и бесплатных. В Англии, например, больше 1/3 всего интернет-рынка – это именно бизнес объявлений. Подать объявление вы можете бесплатно, а для того, чтобы его выделить, подкрасить и т.д., с вас берут плату. Почему эта модель пока не до конца раскрыла свой потенциал в России? Потому что в Интернете существенно быстрее налаживаются коммуникации и быстрее возникает желание товар «пощупать» и купить. А «смежники» отстают – доставка, электронные платежи, доверие к партнерам... Кстати, по той же причине, как говорят, не взлетают и аукционы: успеха e-Bay повторить никому не удалось. Может быть, это проблемы «переходного возраста», которые со временем уйдут. А может, это менталитет…
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!